Организация командного мышления

Организация командного мышления

Нередко подходы и взгляды сотрудников на многие бизнес-процессы и задачи сильно расходятся. С одной стороны это может породить множество разногласий и конфликтов, а с другой это может стимулировать к открытию чего-то нового, развитию нестандартного мышления и сплочению команды. Основным ключом к формированию слаженной команды и совместной работы на общий результат являются действия руководителя, направленные на построение совместной стратегии работы и на налаживание дружелюбной атмосферы в коллективе. С этим может помочь организация командного мышления.

Что такое командное мышление?

Командное мышление представляет собой мышление роста. Его суть заключается в том, что люди растут, меняются и развиваются непрерывно при этом учитывая интересы и амбиции других членов команды. Благодаря этому, при грамотном распределении ролей и обязанностей можно построить мощнейшую команду. Командное мышление является основной составляющей успеха любого начинающего бизнеса. Его основная суть состоит в преодолении всех препятствий на своем пути для достижения поставленной цели с помощью командной работы.

Некоторые работодатели ошибочно полагаю, что, если им удастся собрать в своей команде высококлассных специалистов- успех им обеспечен. Однако этого мало. Гораздо важнее организовать командное мышление внутри коллектива. Это позволит всем сотрудникам двигаться в одном направлении, содействуя и помогая друг другу.

Действия, которые можно предпринять для организации командного мышления в своей компании

1. Обозначьте четкую цель построения команды. Для начала определитесь и обозначьте для чего вам нужна команда и какие цели перед ней стоят. Возможно, для решения поставленных зада будет достаточно формирования рабочей группы. В отличии от команды, предполагающей более высокий уровень взаимодействия и координации, а также акцент идет именно на взаимодействии и общих успехах, рабочая группа фокусируется на индивидуальных достижениях каждого ее члена.

2. Обеспечьте высокий уровень взаимодействия между всеми членами команды. Для достижения высокого уровня работы команды необходимо чтобы все ее члены смотрели в одном направлении и под одним углом. Ведь, если каждый сотрудник будет гнуть свою линию, получится полный рассинхрон и тогда уже хороших показателей не ждать.

Чтобы обеспечить качественные отношения внутри коллектива можно предпринять следующие действия:

— собрать совещание, на котором будет определен общий вектор работы и цели;

— выберете подходящую частоту и формат регулярных встреч команды. На них каждый будет подводить итоги проделанной работы и делиться ими с командой;

— внедрите механизм получения обратной связи от сотрудников.

3. Создайте теплую, дружелюбную и безопасную атмосферу внутри команды. Проведенные исследования показали, что в коллективах, где царит комфортная обстановка между сотрудниками и начальством, а мнение каждого учитывается, производительность каждого отдельного работника в 4,6 раз выше. Чтобы наладить спокойную и теплую атмосферу внутри коллектива:

— обозначьте лично каждого сотруднику его роль и важность в выполнении задач компании;

— внедрите определенные принципы и ценности в работу команды и проследите, чтобы каждый сотрудник их выполнял;

— всегда держите свое слово, сотрудники должны быть уверены в своем руководителе;

— поддерживайте предложения и инициативы сотрудников, чтобы стимулировать их на эффективную работу в дальнейшем;

— будьте гуманны и терпимы, все люди иногда ошибаются, не судите сотрудников слишком строго и категорично.

4. Привейте своим сотрудникам взаимоуважение друг к другу. У каждого свои сильные и слабые стороны. Хороший лидер должен уметь их видеть и преподносить коллективу. Например, один сотрудник работает медленно и иногда срывает дедлайны, но всегда находит очень мелкие, но важные детали. Это нужно отметить и показать остальным. Важно научить сотрудников ценить сильные качества друг друга.

5. Нивелируйте конфликты или используйте их правильно. Если в вашей компании вечно возникают споры по поводу выбора упаковки для товара, оформления стартовой странице и так далее, устройте мозговой штурм. Соберите всех вместе и пусть каждый выскажет свою точку зрения, с эмоциями, с доводами, как ему хочется. Нередко в процессе таких сборов рождается наилучшее решение, а конфликт размывается сам собой.

6. Не бойтесь принимать сложные решения. Чаще всего трудные решения принимает именно руководитель. Однако в этом процессе можно эффективно задействовать команду:

— Привлеките сотрудников к принятию решения, попросите их выразить свое мнение, выдвинуть предложения. Это поможет вам снизить бремя ответственности, а команде почувствовать свою значимость.

— Создавайте вместе сценарии развития компании, оценивайте риски и соизмеряйте их с потенциальной выгодой.

Итак, соблюдая данные шаги и рекомендации, вам с большей долей уверенности удастся сформировать эффективное коллективное мышление.

Разновидности типологий мышления

Чтобы понять, как именно члены команды общаются внутри коллектива и взаимодействуют друг с другом, важно определить их типологию мышления. Если говорить конкретно о командной работе, наибольшее значения имеют две главные типологии. Именно от них зависит скорость и характер принятия решений, и способ взаимодействия внутри коллектива. Перечислим основные типологии мышления:

— Конвергентное мышление. Лица, обладающие этим типом мышления, сосредоточены на нахождении единственно верного ответа или решения проблемы. Это подход, основанный на аналитике и логике, который предпочитают те, кто ориентирован на структурированные задания и четко определенные, предсказуемые процессы. Такой эксперт действует системно и старается избегать ситуации с неопределенностью. В команде он зачастую играет роль, доведения идей до логического завершения и обеспечивает высокий уровень качества финальных результатов.

— Дивергентное мышление представляет собой альтернативный подход, при котором его обладатель сосредоточен на создании множества идей и возможных вариантов. Это творческий и адаптивный стиль мышления, который поощряет новаторство и поиск неожиданных решений. Люди с таким мышлением играют важную роль в процессе мозгового штурма. В команде они могут выступать в качестве генераторов идей или исследователей, вдохновляя других участников на открытие новых способов решения задач.

Тем не менее, понимание только различных стилей мышления недостаточно для построения по-настоящему эффективной команды. Важным аспектом также является учет ролей, которые сотрудники исполняют в работе.

Распределение ролей по методу Реймонда Белбина

Одним из основополагающих элементов успеха является используемый в коллективе метод распределения ролей сотрудника. Ведь, действительно важно наделить человека теми обязанностями, которые ему комфортно выполнять и которые задействуют его сильные стороны личности. Наиболее популярный и эффективный метод распределения ролей в коллективе предложил английский психолог Реймонд Мередит Белбин. Исследование влияния различных типов личности на выполнение рабочих обязанностей и работу внутри команды стало делом его жизни. И. ему удалось добиться немалых успехов на этом поприще.

Благодаря его исследованиям было выявлено, что лучшие команды, эффективно выполняющие свою работу и быстро достигающие поставленных целей, формируются не только из-за наличия профессиональных и талантливых специалистов, но и с помощью правильного распределения ролей для каждого члена команды. Это помогает сотрудникам раскрыть свой потенциал и работать наиболее эффективно.

Белбин создал целую систему, получившую название «система ролей Белбина». Она построена на важности типов личности специалистов в построении команды. По его мнению, сотрудники должны закрывать слабые стороны коллег и поощрять сильные. Это позволит сформировать сильную команду, без пробелов.

Итак, психология содержит 9 ролей, наличие которых способно создать очень сильную и слаженную команду.

— Координатор. Это сотрудник, отвечающий за координацию действий команды. Он направляет и ведет сотрудников. Организует встречи, совещания и мозговые штурмы. Проще говоря, делает все чтобы команда достигла поставленной цели.

— Генератор. Он мотивирует и вдохновляет остальных сотрудников. Всегда стремится внедрить новые подходы и предложить нестандартное решение, заставляя коллег взглянуть на привычные задачи под другим углом. Его креативность и внимание к деталям создают уникальную атмосферу, где все чувствуют себя вовлечёнными в процесс. Каждый проект с его участием превращается в настоящую командную работу, где идеи складываются в целостную концепцию, гармонично объединяя мнения и предложения.

— Исследователь. Этот человек несет ответственность за сбор необходимой информации, стремится получить как можно больше данных, анализирует полученные данные и ресурсы.

— Оценщик. Он дает оценку выдвинутым предложениям, инициативам и идеям. Он смотрит на предложенные решения с разных аспектов, выявляет риски, а также преимущества и недостатки. Позволяет принять наиболее взвешенное решение и работать на перспективу.

— Исполнитель. Реализует на практике выдвинутые идеи и сформированные стратегии. Формирует четкий план выполнения того или иного проекта или задания, распределяет ответственность и функции между работниками.

— Формирователь команды — это тот, кто не только задает направление, но и вдохновляет коллег на преодоление трудностей. Это не стандартное управление. Он активно работает над тем, чтобы создать атмосферу доверия и поддержки. Когда команда сталкивается с кризисными ситуациями, именно формирователи подбирают нужные слова, которые поднимают моральный дух и укрепляют решимость сотрудников.

— Завершитель. Завершитель служит неким проверяющим. Он скрупулезно вычитывает последнюю версию отчета, находит малейшие недочеты и неточности и отправляет их на доработку. Он также следит за сроками и не допускает срыва дедлайнов, подгоняя других работников. Его можно представить как перфекциониста, для которого важен высокий уровень выполнения поставленных задач.

Коллективист. Он играет важную роль в создании гармоничной атмосферы в команде. В основе его деятельности лежит стремление поддерживать сплоченность и сотрудничество, что особенно важно в условиях высокой нагрузки и стресса. Когда возникают конфликты между членами команды, коллективист выступает как посредник, помогающий найти взаимопонимание и разрешить недоразумения. Часто его подход включает активное слушание и попытку понять точку зрения каждого участника.

— Специалист. Специалист относится к конкретной сфере. Он профессионал в своем деле. Он хорошо разбирается в решении поставленных перед ним задач и соблюдает все правила, знает, как сделать лучше, быстрее и эффективнее.

Как наладить эффективное взаимодействие ролей в команде?

Чтобы создать единую и эффективную команду, необходимо обеспечить правильное распределение ролей, а также взаимопонимание и взаимоуважение между ними. Предлагаем вам инструкцию, как координировать роли в команде. Это позволит получить наилучший результат:

— Раздайте роли специалистам. Для правильного выявления роли каждого члена компании применяйте метод Белбина. Это позволит одним членам команды не затмить других и избежать критики. А также каждому проявить свои способности.

— Поддерживайте баланс ролей. Убедитесь, что в группе представлены разнообразные подходы и типы мышления. Это снизит вероятность перекосов и даст больше возможностей для грамотного принятие решений.

— Раскрывайте сильные стороны личности. Поощряйте идеи и инициативы своих сотрудников. Это позволит расширить их горизонты и стимулирует к достижению наиболее высоких показателей. Любой тип мышления подвержен изменениям, и его можно трансформировать. Руководитель может поддерживать коллег в стремлении развивать ключевые навыки. Предложите им проходить различные полезные курсы, тренинги и вебинары. А также поощряйте самообразование и участие в программах, способствующих освоению новых ролей.

— Применяйте методики для развития мышления. Внедряйте практики, такие как «шесть шляп Де Боно», позволяющие сотрудникам рассмотреть вопросы с разных сторон. Систематическая смена ролей помогает команде почувствовать себя в новой роли, посмотреть на задачу с другой стороны и узнать что-то новое для себя, расширить кругозор.

— Стимулируйте межфункциональное сотрудничество. Зачастую в одном отделе работают люди со схожим типом мышления. Это усложняет процесс мозгового штурма. Привлекайте специалистов из разных отделов, создавайте кросс-функциональные группы для разнообразия идей и подходов. Смешанные команды часто находят нестандартные и оригинальные решения и смотрят на задачи с разных ракурсов.

Регулярно анализируйте и корректируйте роли. Периодически оценивайте, насколько текущие роли и задачи соответствуют целям команды, и вносите коррективы по мере необходимости. Это поможет команде стать более сплоченной и нацеленной на результат.


Чтобы оставить комментарий, нужно авторизоваться

Войти

0 Комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии